* *
 

Китайские боевые искусства в современном мире — Часть 1

Сян джен — дословно переводится с китайского — похож на настоящее — символ. Это базовый элемент китайской культуры и искусства Он незримо присутствует в повседневной жизни простых людей и в великих творениях художников, поэтов и музыкантов древности. Символ в китайской культуре необходим для обозначения истинной реальности которую не всякий человек может опознать, но которая существует по мнению китайцев параллельно с обычной.

Несмотря на то что китайская цивилизация просуществовала около 6000 лет, в ней не сложилась религиозная доктрина авторитарного типа, китайцы так и остались язычниками, а это определило совершенно иную парадигму развития и существования китайского общества.

Шаманизм со времен первых династий, впоследствии трансформировался в Даосизм и на протяжении многих веков оказывал заметное влияние как на культуру и искусство, так и на мировосприятие китайцами жизни как таковой. Шаман в их понимании, это человек который учился и освоил технологию путешествия в мир духов, мог общаться с ними, получая сакральную информацию возвращался в обычный мир и учил людей как им следует поступать в той или иной ситуации. Мир духов, представлении китайцев, это мир истины где зарождаются все метаморфозы, которые будут впоследствии проявлены вы виде событий обычной реальности.

Так как в Китае никогда не было преследований со стороны государства по религиозному признаку, то это дало возможность самоорганизоваться нескольким направлениям даосизма, которые, оформились в философские школы духовного развития, что в свою очередь повлияло на всю деятельность жителей Поднебесной, привнося элемент духовного совершенства. Как следствие, появляется уникальное явление, вначале свойственное только китайской культуре, а затем распространившееся по всей восточной Азии. Институт Лаоши — учитель, или Шифу — отец учитель. Чем же оно уникально? Китайский учитель отличается от всякого другого тем, что овладел системными знаниями которые позволяют нему существовать как бы в двух реальностях, истинной — духовной и ложной — социальной, которая является ширмой для сокрытия духовного опыта и практического навыка отличающего шифу от других людей.

В социуме специфическими характерными элементами китайской культуры являются скрытность, секретность иносказательность, это касалось всех аспектов жизни китайского общества, производство фарфора, окраска тканей, изготовление лекарственных снадобий, особые секреты приготовления блюд китайской кухни, все это рачительно сохранялось и ни одному китайцу, входящему например в гильдию изготовителей фарфора не могло прийти в голову продать секреты производства за взятку.

Цементирующим звеном китайского сообщества, является тесная связь — предков, живущих людей и потомков, что сохраняет традицию преемственности предыдущего опыта и передачу его последующим поколениям. Сегодня в Китае существует несколько торговых и производственных фирм деятельность которых начиналась в 12 — 13 веках, эта непрерывающейся династия, предмет гордости ныне живущих и умножающих богатство этих компаний, где каждый мастер своего дела мечтает передать свои знания и мастерство сыну или кровным родственникам. Самое страшное наказание для китайца считалось отлучение от семьи.

В первом веке до н.э родился великий китайский философ Конфуций, он создал и развил систему убеждений синтезировавших основные представления китайского народа о правильном устройстве общества, взаимоотношениях простолюдинов, элиты и верховного правителя, что способствовало этнической консолидации китайцев, Конфуцианство, со временем стало главной официальной религиозно философской доктриной Поднебесной и в течение двадцати веков определяло характер, образ жизни, культуру и формы государственности.

На фоне этих мощных культурных компонентов и формировалась личность основателей философских течений, в том числе и школ боевых искусств, а это говорит о том что развитие китайского боевого искусства происходило в элитарной интеллектуальной среде, тренинг технологии развития и укрепления тела были построены на глубоких знаниях древней китайской медицины, тактика и стратегия ведения поединка разрабатывалась в соответствии с теорией стратегем изложенной в военных трактатах. Поэтому техника школы представляла собой многоуровневый пласт казалось бы разрозненных знаний, но объединенных общим замыслом. К обучению искусству «Правильно и быстро убивать» мог быть допущен только образованный человек с незаурядными умственными способностями, потому что магический переход в мир истинный, мог быть осуществим на основе полученных знаний и практических навыков, переданных учителем, а не из-за снизошедшего вдруг с небес божественного дара или саморефлексии на счет собственной исключительности.

Адепт должен был поэтапно осваивать сложные уровни обучения традиционной китайской школы.

1.Работа с телом — это выполнение упражнений которые постепенно исправляют его форму и активизируют работу всех внутренних систем организма.

2.Культура питания, которая делится на два раздела.

Шибу — правильный подбор питательных веществ в зависимости от времени года, упражнений которые вы выполняете и внутреннего состояния организма, конституции тела и его физических кондиций.

Ши ляо — специальные диеты которые учитывают ваши патологии, хронические заболевания или специфические особенности работы органов. Например, пониженная кислотность, или повышенное кровяное давление.

3.Практика дыхания, для меня был наиболее сложный раздел потому что необходимо было научиться выборочно управлять мышцами живота, различные приемы концентрации внимания и правильного забора воздуха и его распределения, комплекс этих навыков постепенно подводил к умению управлять энергетикой собственного организма

4.Работа с духом — Шень, на основе предыдущих практик накопления цзин и ци.

Впервые я познакомился с этой тренинг — технологией в полузаброшенном даосском монастыре гор Эмэй шан где жило всего пять монахов. Раньше я несколько раз поднимался в эти горы, здесь много живописных мест и древних буддийских храмов. Небольшой городишко Эмэй где мне пришлось работать находился неподалеку. Строились горные дороги, так что на попутных грузовиках можно было подниматься на на склоны, у водителей расспросить о наиболее интересных местах, так как они были все местные. Но об этом даосском монастыре я узнал от своей сотрудницы китаянки, она работала дежурным техником на РЭС и однажды я увидел как эта женщина выполняла какие-то упражнения, я поинтересовался что это, она сказала «Гимнастика даосских долгожителей». Хотя я прожил в Китае уже 3 года, но ни о чем подобном не слыхивал, поэтому стал ненавязчиво расспрашивать. Китайцы народ деликатный резко ответить отказом, не в их традиции. они мягко намекают о том что тема закрыта и настаивать не стоит. Но время шло и я так же мягко и постепенно выяснил что у нее есть дедушка, который ее и научил. С дедушкой дело пошло полегче, и вот мы уже сидим в китайской корчме в кувшинчике плещется Кунгзы дзя дзеу — водка семьи Конфуция. дымится лапша и мясные блюда, дедушка бывший партийный функционер рассказывает как во время; Культурной революции, он этих даосов спасал от репрессий в благодарность за это они поделились своими знаниями. Прошло 2 месяца и несколько застолий и вот я уже с письмом в кармане топаю по припорошенной снегом лесной дороге в поисках затерянного даосского монастыря, По пути встретился буддийский монах, выслушав меня с непроницаемыми лицам, он посоветовали мне ускорить шаг и нагнать кули которые ушли вперед, они разносят продукты по горным монастырям и знают здесь все, через час я на заснеженном склоне увидел 3 точки медленно ползущие вверх. Кули низкорослые темнокожие жители окрестных деревень выросшие в этих горах, мы сидим на поваленном дереве, они курят сигареты которыми я их угостил и объясняют мне дорогу рисуя план у меня в тетради. Дальше снова один ступаю по пути к знанию, красота и безмолвие гор поражают, но можно замерзнуть, холодает и вечереет. Наконец впереди замаячили силуэты изогнутых крыш даосского монастыря, я ускорил шаг, вхожу в храм, возле алтаря сидит даосский монах и удивленно смотрит на меня.

 
*   *