* *
 

Китайские боевые искусства в современном мире — Часть 2

Кай шой — кипяток, это то чем всегда угощают гостя, если ничего другого нет, этот напиток и предложил мне монах. После последствий Культурной революции даосские храмы пришли в запустение в некоторых из них ютились небольшие общины полуголодных монахов. Вот в такую и привел меня (ти хуэй) счастливый случай. Мы сидим в какой-то пещере передняя стена заложена кирпичами в печке потрескивает огонь, над ним глиняный чайник, длинный стол, по бокам расположились монахи у «камина» древний старик с белыми волосами, я напротив у входа, все слушают мой рассказ о том кто я и почему здесь, потом достаю письмо и передаю настоятелю, тот читает вслух все одобрительно смотрят в мою сторону, чтобы закрепить результат я начинаю распаковывать свой рюкзак и вручаю каждому кульки с рисом, чумизой и бобами.

Старик разложил на столе пучки трав и какие-то камешки и стал рассказывать об их целебных свойствах. Я подсел поближе к печи и слушая спокойную речь заснул. Ночью проснулся от холода, огонь уже почти погас, но добрые даосы оставили несколько поленьев возле скамейки на которую меня положили, так что повозившись немного, я оживил огонь и прислонившись к теплой стенке снова заснул.

Чин — даосский колокол похожий на большой котел, устанавливается возле алтаря имеет глубокий долгий звук, его гул эхом разнесся в это утро над горами. Я встал вышел на улицу небо только начало светлеть из главного храма вышли даосы и направились во двор, последний жестом пригласил меня следовать за ними. На площади перед храмом все расположились полукругом в середине стал настоятель. Ко мне подошел самый молодой монах и сказал: «Смотри и повторяй как видишь». Медленно одна поза сменяет другую, тело начинает разогреваться и наливаться бодростью и силой. Когда из-за гор показались первые лучи солнца и тренировка закончилась. Монахи отправились в Храм, но тот что звал меня, задержался и сказал что настоятель разрешил мне остаться в монастыре и научить меня некоторым даосским практикам, но я не должен разговаривать ни с кем из монахов если они сами ко мне не обратятся, не заходить в храм когда идет служба ничего не трогать из ритуальных предметов, без разрешения. «Если захочешь о чем-нибудь спросить обращайся только ко мне, меня зовут Ян Бин» — закончил он и пошел за остальными.

Ян Бин — значит Солнце и Лед, он был старше меня лет на 10, ребенком его взяли из деревни в даосский монастырь. Мне показалось что у нас возникла взаимная симпатия, но китайская культура общения, все равно предполагает некоторую грань зоны комфорта за которую заходить нельзя проявляя свои чувства, тапк что общение впоследствии носило ровный церемониальный характер. После службы все отправились завтракать. Горячий супчик и салатик из каких-то трав корешков и грибочков приободрили меня еще больше. За завтраком настоятель (его звали Сюе Дин — Снежная Вершина) снова рассказывал о каких-то аспектах древней китайской медицины, используя специальные термины, так что я ничего не понял. Потом все разбрелись кто куда, я побродил по лабиринтам между пагодами никого не встретив, потом присел на пороге храма стал разбирать свои путевые записки и так увлекся что не заметил Ян Биня который уже видимо давно сидел рядом и рассматривал меня. Он улыбнулся и сказал: «Чу — пойдем», мы отправились во двор где теперь началась тренировка по боевой практике. Сначала мы повторяли за настоятелем приемы в медленном темпе, ненадолго фиксируя каждую позу, потом в ускоренном, среди даосов я был самый молодой, но самый неуклюжий. Учитель обходил всех по очереди и давал указания, но когда подошел ко мне просто посмотрел некоторое время ничего не сказал и отошел. Потом начались бои. Два человека выходили на середину и вступали в схватку до первого попадания. Проигравший выбывал, настоятель комментировал ошибки, и на поединок выходила следующая пара. Ни сказать что они ожесточенно лупили друг друга, просто очень ловко уворачивались от ударов принимая самые неестественные позы. Последними вышли мы с Ян Бинем. Здесь в Китае я уже 3 года учился у учителя Фэн Ти Цая стилю Эмэй пай Хуа мэнь где акцент ставился на мощные атаки длинными связками ударов ног и рук, тогда мне казалось что эта техника самая эффективная и я приосанившись пошел в атаку. В начале мне даже удалось задеть оппонента ногой по его даосской шапке, но он сразу перешел в низкие стойки и длинными скользящими шагами стал обходить меня быстро меняя направление, уклоняясь от ударов, через минуту я выдохся, Ян Бин зацепил меня за ногу своей стопой и растянул в шпагат, а когда я падал, бережно поддержал меня чтобы я не ударился головой о каменные плиты. Стиль который применял Ян Бин назывался Тайцзицюань, в городах где мне приходилось работать, по утрам в парках я видел китайцев которые занимались Тайцзы, подходил разговаривал, в большинстве случаев они несли высокопарную «пургу», некоторые показывали применение, но тогда у меня сложилось впечатление что эту технику невозможно применить в реальном поединке, а сама практика это скорее оздоровительная гимнастика, чем боевое искусство. Когда я спрашивал своего учителя Фэн Ти Цая про Тайцзи, он отвечал с улыбкой подсовывая какую-нибудь брошюрку которую сам и написал « Вот почитай внимательно, потом поймешь».

После тренировки настоятель распределил нас на работы, Мы Ян Бинем и еще двумя монахами, отправились таскать камни для восстановления стены одной из пагод. Даосы сняли свои халаты и расположившись на склоне цепочкой передавали кирпичи. Меня как самого слабого поставили на верхней площадке где я складывал грубо обтесанные булыжники в кучу, после 3-х часовой работы руки болели так что я с трудом ими шевелил. Потом мы вернулись на площадку для тренировок, теперь нужно было выполнять упражнения которые восстанавливали силы. Силы они мне если и восстановили то самую малость, потому что когда даосы отправились в храм для совершения ритуалов, я взял травяную циновку, спальник залез в него и задремал на солнышке которое наконец появилось из-за туч. Открыв глаза и встретился с неподвижным взглядом с Ян Биня «Ву фан — обед» — сказал он улыбаясь. Горячая еда и теплая печь, настоятель снова что-то рассказывает, но мне уже снится сон про даосский храм в море облаков, монахов и обезьян, которые во множестве водятся в этих лесах, самое интересное что я во сне думаю на китайском языке.

Вечер выхожу во двор на площадке даосы снова делают какие-то упражнения, усталость чувствуется во всем теле, поэтому я подхожу сажусь на скамейку и машинально начинаю записывать то что говорит настоятель. У меня сложилось впечатление, что даосы так много упражняются для того чтобы согреться, потому жить зимой в помещении без отопления я так и не привык за полтора года.

Звездное небо накрыло вершины гор, опять чай учитель рассказывает о дыхании. Даосы дали мне горячий плоский камень завернутый в циновку я приложил его к спине, еще подарили травяные стельки которые я вложил в ботинки и носки перестали сыреть — святые люди.

Утренняя тренировка, но сегодня Ян Бин тщательно объясняет мне каждое упражнение и требует чтобы я в точности повторил его слова.

Камни мы сегодня те таскали, а прогулялись по горам за водой к маленькому водопаду. По дороге Ян Бин поводил меня по местным достопримечательностям, и сообщил что заниматься боевыми практиками Тайцзи настоятель мне не рекомендует, можно только смотреть и слушать или записывать, а оздоровительные упражнения Цигун которые он мне показывал, нужно будет выучить до следующего моего приезда, если нет, то мое обучение на этом и закончится. По дороге обратно мы свернули с тропы и выбрались на высокий утес с плоской вершиной. «Здесь нужно тренироваться» — сообщилл Ян Бин. Он походил держа руки над землей как будто что-то искал на ощупь, наконец остановился, подозвал меня и сказал: « Важно найти место где стоять у каждого оно свое, на нем упражнения Цигун имеют будут наиболее эффективны. Это твое место, запомни его, потом будешь приходить сюда сам, а теперь повторяй за мной».

После тренировки Цигун я сел отдохнуть, а Ян Бин занялся Тайцзицюань, мягкие равномерные движения стелящиеся над самой землей сменяются быстрыми выбросами силы, среди безмолвных гор покрытых снегом, такое зрелище завораживает. Но вдруг у меня возникло ощущение, что на меня кто-то смотрит, я стал осматриваться и увидел 2-х косматых обезьян внимательно наблюдавших за нами.

Через полчаса когда Ян Бин закончил, мы уселись перекусить. Я вынул общую тетрадь и спросил даоса: «Есть ли какие-нибудь принципиальные различия между упражнениями Цигун и Тайцзицюань? На вид они очень похожи». Ян Бин улыбнулся и сказал, что хорошо обработанный кусок стекла похож на драгоценный камень, но их различие во внутренней сути, они по разному наполнены энергией, а чтобы это понять нужно обрести опыт эксперта, которые в вещах видит не сходства различия.

 
*   *