* *
 

Китайские боевые искусства в современном мире — Часть 3

Дао тяо сю лен — дословно — изучение пути, тренировка исправления — или даосская практика. Упражнения Цигун это и есть инструменты при помощи которых даосы исправляют недостатки своего тела. Работа внутренних систем организма его форма и функциональность, напрямую зависят от уровня и распределения жизненной энергии Ци. Определенные физические упражнения косвенно могут воздействовать на энергетический контур человека, но для того чтобы правильно научиться их выполнять, нужно развивать концентрацию ума, этого даосы добиваются при помощи медитации, Чтобы научиться медитировать, нужно освоить статические позы, которые развивают выносливость, силу и исправляют осанку. Правильная осанка и совершенная форма тела позволяют поднять уровень энергии и обеспечивают ее свободное протекание по меридианам. Весь этот комплекс знаний и практик повышает жизнеспособность и продлевает жизнь.

Тайцзицюань — это искусство движения, которое постепенно развивает сверхчувствительность, она позволяет подстраиваться под внешние потоки и как бы дрейфовать в них подпитываясь энергией. Умение двигаться в тайцзицюань заключается в том чтобы скользить в пространстве не оформляясь и избегая напряжений, добиваясь легкости в исполнении в низких стойках. На физическом уровне в Тайцзицюань, основной акцент делается на совершенствование пластики тела, наполненности движения. На психическом уровне-развитие динамического мышления — то есть постоянного контроля мельчайших деталей в процессе исполнения. Боевой аспект Тайцзицюань является производной от умения правильно двигаться всегда. Если человек совершенно двигается, то ему не трудно вести поединок, ведь это тоже движение. Феномен боевого применения Тайцзицюань в наработке навыка выполнять упражнения максимально медленно и плавно переходя из одной позы в другую, соблюдая правила сочетания кистей со стопами, коленей с локтями, плечей с бедрами, все должно быть уравновешено и своевременно, тогда предыдущее движение естественно порождает последующее, а соединив движение с приемами дыхания человек добивается гармонии не только в функционировании своего тела и ума, но и во взаимодействии с окружающим миром. Если все элементы сочетаются правильно в медленном темпе, и выполняются безостановочно, то те же действия можно воспроизвести на предельно высоких скоростях. Тайцзицюань считается наиболее сложной системой китайских боевых искусств, как для понимания, так и для изучения, потому, что охватывает весь спектр приемов самозащиты, которые используются в других стилях дискретно. В Тайцзицюань все элементы увязаны в единую многоуровневую систему, обучение здесь происходит намного медленнее чем в других направлениях. Китайские боевые искусств имеют значительные различия, в одних стилях усилия тела позволяют достичь превосходства, а в других напряжение ума. Если ум не развит, то человек даже не понимает в каком направлении ему необходимо делать усилия чтобы усовершенствовать свой навык. Развитие ума это, обучение специальным приемам запоминания, правильного восприятия информации — фиксировать термины их взаимосвязь и воплощать в свои действия, не пытаясь обдумывать или понять, потому что процесс «думания» поглощает большое количество энергии и тормозит процесс обучения.

Это перевод моей беседы с даосским монахом Ян Бинем на склоне горы Эмей шан записанный с его слов. В монастырь мы вернулись когда уже стемнело. Наутро следующего дня Ян Бин разбудил меня часа в четыре. «Пойдем мы еще успеем потренироваться, прежде чем ты покинешь монастырь» — сказал он направляясь во двор. Мы стали выполнять практики Цигун, где-то через час к нам присоединились другие монахи, а с первыми лучами солнца все выстроились на краю обрыва развели руки в стороны и замерли поглощая энергию света солнца.

После тренировки даосы отправились в храм справлять службу, а я собирать вещи. Сегодня понедельник и в 9 часов я должен быть на работе. Ян Бин проводил меня по короткой тропе к подножью горы где строилась дорога и вот я уже в кабине грузовика въезжаю в город, после трех дней безмолвия гор и зимних пейзажей шум и суета людей на улицах неприятно раздражают.

Теплая постель, горячая вода и обильная пища сломили мой дух и я два дня после работы отдыхал, выходя только за продуктами, на третий ко мне в гости заглянул мой учитель Фэн Ти Цай, самый вредный китаец который мне только встречался. Он разбудил меня, потыкав бамбуковой палочкой в болевую точку на шее, от неожиданности я резко вскочил, а он ткнул меня кулаком в грудь так что я снова повалился на кровать, но падая я перевернулся и попытался ударить его ногой, но где там, коварный старик потянул меня своим оружием по стопе и отскочил ехидно ухмыляясь. «Погода хорошая пошли потренируемся» — продолжил он. Через час после тренировки, мы вошли в китайскую корчму где я угостил учителя местными деликатесами, виноградным вином и стал делится своими впечатлениями Учитель Фэн спокойно слушал меня изредка делая пометки на листе рисовой бумаги тушью, эта привычка, слушать собеседника записывать самые важные моменты от него передалась мне. Когда я закончил наставник некоторое время сидел молча потягивая вино из маленькой чашечки, потом улыбнулся и сказал: «Ну начинай задавать свои вопросы» Меня конечно же заинтересовала техника Тайцзицюань, с которой я впервые столкнулся на практике, я описал мой поединок с Ян Бинем и спросил почему он так легко победил меня? «У тебя ноги слабее» — ответил учитель весело улыбаясь. «И все?» — удивленно спросил я. «В основном да» — продолжал он. «Можно поподробней?» — попросил я, приготовившись записывать. Учитель Фэн налил в чашку медленно попивая продолжал: «Видишь ли прикладной феномен практически каждого стиля китайских боевых искусств можно описать за одну минуту, я хочу сказать, нужно научиться делать правильно простые вещи — ударять, перемещаться, блокировать удары и не терять равновесие, но обычный человек воспитанный в социуме, не может мысленно сконцентрироваться непосредственно на самом действии, ему мешают эмоции — страх, сомнения, ярость и привязанность к привычным стереотипам мышления, все это не дает зафиксировать внимание на минимуме мыслей и действий, которые дают максимальный эффект в поединке. В технике Тайцзицюань ключевыми аспектами являются — укоренение, непрерывность и своевременность, все остальное производные.

Укоренение это постоянная связь с землей через подошвы ног, точнее через точку Юнь чуань, для достижения этого умения приходится все элементы выполнять на согнутых ногах, чем ниже уровень, тем более мощный импульс передается в удар, тем более стремительными будут перемещения. Если же происходит разрыв подошвы с землей, то это скажется на устойчивости, потому что все элементы техники в Тайцзицюань должны выполняться из устойчивого положения, только тогда можно научиться Фа ли — выбросу силы. «О Фа ли пожалуйста поподробней» — вставил я. Фа ли это способ передачи ударного импульса от ног в Дань тянь, а дальше от бедра непосредственно в кулак или локоть. Эта техника удара увеличивает скорость и силу независимо от физических кондиций человека. Считается что в стиле Тайцзицюань самые мощные и опасные удары, поэтому они и называются Пао чуй — пушечные удары. «А в стиле Эмэй пай хуа мэнь есть что-нибудь похожее» — снова спросил я? Учитель Фен покачал головой и ответил: «Нет там техника основана на других принципах, вместо укоренения — неустойчивое равновесие, поэтому удары, особенно в начале атаки не такие сильные и быстрые, они начинают набирать мощь в прыжках и перекатах, и вообще в этом стиле акцент ставится больше на тактику, разнообразие, точность и выносливость. Учитель Фэн вылил последнее вино из глиняного кувшинчика и сказал: «Вино закончилось и наша беседа тоже, завтра после работы приходи на тренировку».

 
*   *