* *
 

Китайские боевые искусства в современном мире — Часть 4

В школе Фэн Ти Цая, вместе со мной было всего 5 учеников, добродушный толстяк Чен Сюн почти мой ровесник Фу Ду высокий парень постарше и мужчина лет 50 -ти Ли Ю, который казалось всем своим видом излучал опасность, о пятом я знал, что он живет в другой провинции и приезжает раз в 2 недели.

Тренировки начались с того что я приходил, садился в угол и смотрел, что делают другие. Учитель Фэн описывал или показывал какой-нибудь новый прием, обращаясь к Ли Ю, который обладал прекрасно развитым телом и почти всегда без ошибок воспроизводил оригинал, если же было что-то не так, Фэн Ти Цай объяснял более подробно пока все не получалось правильно. Потом Ли Ю учил Ду Фу, а учитель брался за Чен Сюна. Вся тренировка проходила в постоянном движении и когда вечерело, мне казалось что четыре беса вертятся в диком танце, отбрасывая темные тени на стены. Что и как они делали я не мог различать около месяца, но постепенно глаза стали выделять некоторые элементы. Дома я пытался повторять, что запомнил, конечно же неправильно, потому получалось очень медленно и коряво, и тогда мне в голову пришла мысль, раз уж я сижу и просто смотрю, а почему бы мне не записывать, все что говорит учитель.

На следующую тренировку я пришел с общей тетрадью и усевшись поудобней стал фиксировать все что мне казалось важным. Дома я просматривал эти рисунки и по ним пытался воспроизвести движения, дело пошло намного быстрее. Однажды учитель Фэн подошел ко мне во время занятий и сказал: «Встань, подними правую руку на уровень плеча и направь пальцы назад, а ладонь влево от себя». Как я не старался, но не мог сообразить как это можно сделать. «Запиши, а дома продумай» — сказал он улыбаясь и ушел. Перечитывая весь алгоритм действий, я только утром понял что нужно выполнять это упражнение. На другой день учитель Фэн проходя мимо, и спросил: «Ну как сообразил?» Я показал, он одобрительно кивнул головой и вернулся к остальным ученикам.

Прошло около двух недель, прежде чем Фэн Ти Цай снова обратил на меня внимание, подозвав меня жестом ко всем остальным, он направил бамбуковую палку, которую всегда носил с собой, мне в горло и сказал: «Убери». Я попытался схватить, но он быстрым движением отвел ее, а когда моя рука провалилась в пустоту, вернул на прежнее место. Так продолжалось около двух минут, в течении которых мне не удалось даже дотронуться до бамбука. Потом учитель направил свой инструмент на Ли Ю и тот быстрыми короткими движениями отбивал ее не давая вернуться в исходное положение. Его руки не проваливались, а непрерывно двигались по коротким круговым траекториям везде успевая. Движения были вроде бы простые, но я никак не мог понять, что конкретно делает мастер Ли. После тренировки я попросил его медленно воспроизвести их последовательность и все тщательно зарисовал. Оказалось это была связка блоков — нижний, средний верхний, потом все повторялось, но уже в другой конфигурации. Это напоминало изменение ритмов при игре на барабане. Я выучил эту связку и через некоторое время пытался применять против бамбуковой палки учителя, но все равно ничего не успевал. Фэн Ти Цай покачав головой, сказал «Ты наверно не сможешь научиться», видимо имел в виду, что мое обучение так и не начнется. Больше на меня никто не обращал внимания, но я был рад что хотя бы не выгнали.

Однажды на выходные, в парке я повстречал Чен Сюна где он тренировался. Зная что он большой любитель поесть, я пригласил в китайский ресторан, где готовили всякие экзотические блюда из змей, лягушек, крыс ящериц и т. д. Себе заказал самое безобидное мясо лошади, а Сюну всего понемногу чтобы посмотреть как он будет есть, крысу и змею. и закусывать лягушкой. Зрелище конечно не для слабонервных, но я удовлетворил свое любопытство. Мой друг уплел все, под конец, опустошив кувшинчик с рисовой водкой пребывал в отличном расположении духа и охотно отвечал на мои вопросы по технике кунгфу, а под конец сказал: «Раз Фэн Ти Цай не хочет брать тебя в ученики, приходи в парк по выходным будешь учиться у меня». Так получилось что он предугадал мои тайные желания и когда мы вышли на улицу я предложил встречаться еще и в будний день, но Чен Сюн небрежно заметил что хватит и выходных.

Прошел месяц как я стал обучаться у Чен Сюна по утрам мы вместе выполняли цепочки упражнений, а в конце он объяснял их назначение. Чен говорил: «Главное это запомнить мелочи, чем больше ты их помнишь и внедряешь в свою технику, тем более совершенны становятся твои движения, не пытайся понять что правильно, а что нет, сконцентрируй внимание на запоминании и копировании» Я с удивлением обнаружил, что несмотря на то, что вроде бы все понимаю что говорит учитель Чен, но точно повторить не могу ни его слова ни его действия. Раньше я и не догадывался что у меня такая плохая зрительная память, хорошо что Чен Сюн обладал веселым нравом и только шутил надо мной и никогда не раздражался и в сотый раз поправляя меня говорил «Еу цхоу ле» — снова ошибся. Не торопись делай спокойнее добиваясь совершенства в деталях, а иначе у тебя все будет кое-как. Однажды я спросил его, а когда он учился у него не было проблемы с запоминанием? Чен Сюн рассмеялся и предложил: «Пошли поедим» и повел меня вглубь парка где женщины танцевали с веерами и зонтиками и чуть подальше старики с похожими на метлу кистями шли шеренгой и писали водой на плитах иероглифы. Учитель Чен указал мне на скамейку и усевшись сам, сказал: «Посмотри на этих стариков, они идут не торопясь, но не останавливаются, а иероглифы пишут быстро. Как думаешь зачем они это делают?», «Наверное просто имеют склонность к живописи и совершенствуют свой навык» — ответил я. Они бы могли сидеть дома и совершенствоваться, а почему они выходят писать на улицу? Я не знал что ответить. Усевшись на веранде я заказал Чен Сюну мясное ассорти и овощи по сычуаньски (Фучи фэй пьен, сычуан бао цай), а себе жасминовый чай (моли хуа ча). Учитель Чен после трапезы пришел в благодушное настроение и неторопливо заговорил: «Написание иероглифов требует концентрации и хорошей зрительной памяти чувства пропорции, спокойствия ума и развивает динамическое мышление поэтому китайцы которые занимается боевыми искусствами легко воспринимают визуальную информацию и сразу могут повторить упражнения вслед за учителем. Для нас это как «рисование» иероглифов которому мы учились с детства. Китайцы не привыкли рассуждать, но они умеют тщательно копировать и точно воспроизводить Ты западный человек и поэтому твое умственное развитие в аспекте восприятия, находится на уровне китайского шестилетнего ребенка. Но ты взрослый и если сосредоточишься на одном — запоминать в точности, то что тебе говорят и показывают, сможешь научиться быстрее чем дети. Тебе будет мешать привычка западного человека разделять на правильное и неправильное, критически оценивать свои действия и попытки понять суть того что ты делаешь. Когда ты повторяешь за мной упражнения, ты все равно их делаешь неправильно, независимо от того что ты о них думаешь, но ты их делаешь неправильно не потому что ошибаешься, а потому что на твоем уровне развития тела и восприятия ума, по другому сделать не можешь, если будешь выполнять их каждый день то скоро почувствуешь, как тебе делать удобно, для тебя это и будет самое правильное. Понял?», «Не совсем» — ответил я.

Чен Сюн взял палочками большую белую фасолину из салата, положил ее на блюдце передо мной и сказал съешь ее. Я взял палочки и как только попытался взять ее кончиками, он плавным, но стремительным движением схватил ее и отправил себе в рот. Потом взял другую положил передо мной и сказал: «Попробуй еще раз» Теперь внимательно следил за Чен Сюном, но опять не успел, так повторилось еще несколько раз с тем же результатом. Учитель спросил: «Как думаешь почему не успеваешь?», «Потому что ты быстрее» — ответил я. Чен Сюн рассмеялся и сказал: Нет конечно, ты уже забыл, что я тебе перед этим говорил, перестань оценивать ситуацию абстрактно. У нас с тобой практически одинаковая скорость реакции, просто мы применяем разные способы, посмотри как я это делаю и попробуй повторить». Он снова положил фасолину, несколько раз взял ее и положил обратно. Я заметил, что он двигал руку прямо над столом по дуге, в то время как я пытался схватить ее сверху, он как бы начинал катить ее зажимая на ходу второй палочкой и снова по дуге забирал. Я попробовал сделать так же, несколько раз выронив фасолину, но постепенно стало получаться все быстрее и быстрее. Мы снова устроили соревнование, но я опять проиграл. Чень Сюн покачал головой и принялся за еду, потом сказал: «Ты меня опять не слышишь, перестань оценивать ситуацию абстрактно. Как по твоему на что следует обращать внимание чтобы схватить фасолину раньше меня?». Я подумал потом сказал: «Наверное на твою руку». Слушай и понимай, ответил учитель: «Во первых я хватаю не рукой, а кончиками палочек, но это не важно, а важно что делаешь ты, мое движение можно заметить периферийным зрением, а концентрировать внимание нужно на себе. Прежде всего на способе, потом позе тела, положении руки, удобно ли начинать ею движение, оценить расстояние, то есть мысленно проследить траекторию и самое главное не фиксировать внимание на фасолине иначе, ты как бы мысленно остановишься и рука замедлит свое движение, веди руку по кругу стремительно, равномерно и возвращайся в исходную точку, не переживай если не схватишь фасолину». Мы снова стали соревноваться, из 12 раз 2 раза победа была за мной. Чень Сюн откинулся на спинку плетеного кресла из ротанга и сказал: «Помнишь мы в парке видели стариков, которые писали иероглифы у них уровень концентрации намного выше, это тоже самое, если бы мы с тобой ходили вокруг стола и пытались схватить фасолину, это называется концентрация внимания в динамике движения. Согласно древней китайской медицине человек стареет потому что функциональность работы мозга понижается, а упражнения на концентрацию внимания возвращают утраченные кондиции, что замедляет процесс старения.

 
*   *