* *
 

Китайские боевые искусства в современном мире — Часть 5

Ши тьен — в переводе с китайского означает время. Незаметно пролетело полтора года с момента моего первого посещения даосского храма, символично что на склонах этих гор как раз строили новую дорогу и посещая храм каждую неделю я поднимался по ней на попутных грузовиках все выше и выше, а в даосском храме продвигался по пути обучения практикам Цигун. Сначала моим наставником был молодой монах Ян Бин, он очень много рассказывал о даосизме, показывал упражнения и объяснял как нужно правильно их выполнять, я сам видел как он занимается, но мне казались эти знания такими разрозненными, по сравнению с боевыми практиками кунгфу, в которых во всем просматривалась системность, так я решил что это, просто практический опыт людей разных эпох не объединенных общим замыслом.

Через полгода к моему обучению подключился еще один даос, на вид лет 50, которого звали Пэй Син (Северная Звезда), он вообще ничего не объяснял, а просто водил меня по окрестным горам и на привалах между переходами мы вместе выполняли упражнения, которые он в конце занятий комментировал короткими фразами, заставляя их повторять по нескольку раз, пока я их не запоминал точно, особенно акцентировал внимания на названиях. Постепенно я научился запоминать весь объем новой информации с первого раза, он заставлял декламировать эти формулы во время выполнения упражнений нараспев, внимательно следя за тем чтобы мое дыхание не сбивалось. Упражнения были тяжелыми особенно для ног, потому что нужно было приседать в скрутки до самого пола или вставать из позы «расстеленная парча» упором колена, при этом декламировать фразы ровным спокойным голосом. Возвращаясь с таких тренировок в монастырь, я плелся с трудом волоча ноги, Пэй Син шел впереди упругой походкой и еще нес на плече мой рюкзак. Через 6 месяцев мне пришлось еще сдавать экзамен в присутствии всех монахов, после успешной сдачи, настоятель впервые начал обращать на меня внимание, а иногда заговаривать. В этот период обучения я стал понимать почему китайские названия очень важны для освоения упражнений цигун, оказывается что название несет смысловую нагрузку, являясь сжатой формулой важных акцентов на которые следует обращать внимание при изучении упражнения.

В первые годы моего проживания среди китайцев меня раздражало когда они часто говорили что у меня, как у западного человека по сравнению с китайцем очень низкий уровень внимания и слабая зрительная память, а также неразвитое динамическое мышление и прежде чем переходить непосредственно к освоению практических приемов кунгфу, мои учителя приложили немало усилий чтобы заставить меня развивать в себе эти качества, постепенно что нибудь запоминать или заучивать ежедневно стало моей обыденной привычкой. По этому поводу мне вспомнился один забавный случай. Однажды Пэй Син разбудил меня ночью и сказал что мы идем медитировать на восход солнца, небо только начало сереть когда мы стали подниматься по извилистой горной тропинке, хотя была ранняя осень но ночью в горах холодно, так что я закутавшись в спальный мешок который расстегивался и превращался в одеяла. Даос шел впереди, а я за ним, ориентируясь в темноте на его белые гетры ступал след в след, стараясь выдерживать его темп. Этому способу перемещения меня так же научил Пэй Син, объясняя, что если я буду концентрировать внимание только на его стопах, то перестану отвлекаться на нависающие скалы или пропасти, сбоку от тропинки… Мы карабкались по склонам все выше и выше часа три, наконец когда небо посветлело подошли к какой то скалистой вершине в расщелинах прицепились покрученные деревья ниже во все стороны расстилалась горная страна. Пэй Син походил между скалами, нашел место для меня усадил и выправив позу, сказал, что я должен подробно запомнить все что увижу во время восхода солнца, которое должно появиться из за скалы, а сам отправился чуть выше уселся на высокий камень и замер. Небо заметно посветлело, показывались первые лучи солнца и вдруг в нескольких местах склоны горы вспыхнули ослепительным пламенем преображая весь ландшафт в магическую картину где снопы света плясали по склонам освещая пейзаж под разными углами, создавая гигантские фантастические разводы розового и светло-зеленого цветов. Диск солнца отсоединился от вершины скалы и видение так же быстро рассеялось как и появилось, оставляя незабываемое впечатление. Когда мы возвращались в монастырь Пэй Син объяснил мне, что это явление вызывается вкраплениями кварца в скальной породе которые отражают солнечный свет.

На следующий день когда я заглянул к Пей Сину то увидел что он сидит и длинной кистью рисует вчерашнее море света на склонах гор. Я не стал мешать его вдохновению и потихоньку ушел. Вечером он сам позвал меня к себе дал лист бумаги и кисть и велел нарисовать все что я видел в том месте где мы встречали восход солнца, когда я закончил он развернул свою картину на столе и предложил сравнить наши работы на моей не хватало половины деревьев каких то валунов и неверно были изображены зубцы гор, я повесил картину даоса на стену, чтобы полюбоваться творением мастера сидели и пили чай молча…

Мелкий осенний дождь стучит по черепичным крышам монастыря, я под навесом выполняю упражнения цигун, а через двор, в дверном проеме за мной наблюдает настоятель Сюе Дин, он сидел абсолютно неподвижно напоминая статую даосского святого, через 2 часа, когда я закончил тренировку он кивком головы подзывает меня и указывает на место рядом. Мы сидим молча наблюдая за каплями дождя шлепающими по лужам во дворе. За эти полгода настоятель заговаривал со мной несколько раз, а иногда просто так посидев вставал и уходил не сказав не слова. Постепенно я понял, что он сканирует мое эмоциональное и состояние и определяет готов я его услышать и понять, или нет. «Когда начался дождь?» – внезапно спросил меня старик. Я стал вспоминать утро, потом достал из сумки часы и посмотрев, сказал что примерно часов в 9 утра. «Примерно – для тебя как западного человека, это объективная реальность, поэтому и упражнения цигун ты выполняешь примерно, или почти правильно. Для даосов время, это ощутимая реальность, время мы пропускаем через себя чувствуем его субстанцию, контролируем процессы которые изменяются в теле из за воздействия времени. Ты воспринимаешь время линейно, и постоянно, и очень «поверхностно», например, год для тебя это всего лишь смена 4-х сезонов. Мы воспринимаем на более глубоком качественном уровне, чувствуем его ритм, для нас год – это 24 сезона в 15-ти дневных отрезков, сутки 12 парных циклов изменения энергий, поэтому мы сразу чувствуем метаморфозы природы и их воздействие на наше физическое тело, практика цигун для нас это инструмент ускоренной подстройки энергетического контура нашего тела в унисон с внешними потоками энергий Неба и Земли. Каждое упражнение это элемент гармонизации этих энергий но сначала нужно до мельчайших подробностей изучить физическую сторону, которая состоит из позы, формы и физической кондиции тела, а также психического состояния, когда все 4 аспекта согласованы, упражнение становится эффективным, но только на физическом уровне, чтобы перейти на энергетический уровень нужно знать диаграммы циклов личностного и вселенского времени, а также место и время общения с космическими силами. Ощущение протекания времени в теле человека не постоянно, поэтому важным является время осознанно выделенное на самосовершенствование. Когда уровень осознанности повышается, становится возможным переход в измененное состояние сознания, который представляет собой многофакторный резонанс физических и психических усилий, он называется – «искренность – Ченг и», она определяет уровень прозрачности твоего внутреннего взора, с его помощью ты можешь научиться видеть, как через твое тело проходят волны времени. Старик умолк, потом посмотрел на меня долгим взглядом и спросил: «Понял?» Я отрицательно покачал головой. «Это нормально теперь послушаем что ты запомнил» – продолжил он. Я начал пересказывать, а настоятель останавливал меня, поправлял и снова слушал. Когда я закончил он встал и ни проронив не слова ушел. Я достал свою тетрадь и стал судорожно записывать пока информация еще свежа в памяти. Вечером я так и уснул перечитывая и дополняя свои записи.

 
*   *