* *
 

Традиция в китайском боевом искусстве — Часть 2

«Ней тюан» — аналога этого явления китайского менталитета в западной культуре нет. Поэтому я попытаюсь объяснить на примере. На оживленный перекресток узких улиц медленно выезжает на трехколесном велосипеде дед с длинной бородой и останавливается на середине, задерживая движение. Сначала вокруг образуется пятно из велорикш, тачек и машин, но через некоторое время оно как бы вздрагивает ища выход и начинает растекаться приняв новые условия игры, кто прется через тротуар, кто утекает через проходные дворы и все это с невозмутимыми лицами, никому и в голову не приходит наорать на деда, виновника затора.

Когда я это наблюдал, то поймал себя на мысли что китайцы напоминают роботов у каждого в голове своя программа и цель, к которой он неуклонно движется, с упорством муравья, приспосабливаясь по ходу к меняющимся внешним условиям. В самом процессе движения, они интуитивно сливаются и текут в едином потоке.

Перекресток 2-3 тысячи велосипедистов его пресекают, невзирая на цвет светофора, загорелся зеленый, красный, они все едут опять зеленый, но поток иссяк, для пешеходов красный, темная туча людей устремляется через переход. Коллективный разум на интуитивном уровне решает когда нужно идти, а когда стоять, правила дорожного движения для них существуют в другой реальности, это проявление «ней тюан».

Однажды мне пришлось поехать на завод, где производили электроприборы. Нужно было подобрать китайские аналоги взамен старым советским установленным на электростанции. Перед началом работы, все выстроились во дворе сделали несколько оздоровительных упражнений, потом включили музыку, потанцевали, затем перед строем вышел начальник, толкнул речь, о том какой крутой у них завод и как надо старательно работать. Далее все потянулись по цехам.

Сборочный и упаковочный цех — один огромный павильон, конвейер за которым сидят молодые девчонки, приехавшие из сельской местности собирают реле, конце конвейера, отдел ОТК, а дальше упаковщики складывают продукцию в ящики в вывозят все на тачках. Вой вытяжных вентиляторов, так как кондиционеров тогда не было, но жара не меньше 30. Специальный человек с бочкой воды на тележке ездит и подливает воду в лотки с мокрыми полотенцами, стоящие возле каждого работника, если дошел до кондиции, вытер лицо и плечи полотенцем и снова в бой. Вся эта масса людей подчиняется единому ритму неторопливому, но стремительному. Для каждого важно не ошибиться и не отстать не «потерять лицо» оказавшись неумехой. Это «ней тюан».

От электростанции, где я работал, тянули новую высоковольтную линию, в те годы механизация была не на очень высоком уровне, поэтому тяжелые стальные балки рабочие таскали в ручную, бригадой человек по 40 и когда доносили ее до мачты, выбивались из сил, но не садились отдыхать, как это обычно делают у нас, а отправлялись на более легкую работу, раскатывать провод, и так одна бригада сменяет другу, процесс не прерывается.

В обеденный перерыв все должны поспать, монтажники высотники берут с собой на верх небольшие доски накладывают их на провода и спят. Высота над землей 50 метров, жара +35 , там же они и едят, потом опять работа и только вечером спускаются в низ. Это тоже «ней тюан».

Исторически в Китае не сложилась религия авторитарного типа и вера в бога как помощника и спасителя от неудач им не присуща. Если китайцу сказать: «Не расстраивайся все будет хорошо», он вас не поймет и скажет: «Ничего не будет хорошо, если мы не предпримем такие и такие усилия». Религию им заменили представления о работе, они постоянно о ней говорят, их интересуют, новые знания, компетенции, мастерство, карьерный рост, они жестко конкурируют, следят друг за другом чтобы не отстать, остаются после работы, даже если им не платят, это похоже на массовый психоз, когда каждый индивидуум работает на грани своих возможностей, при чем главная мотивация, даже не деньги, а желание превзойти остальных в профессионализме, это проявление «ней тюан».

«Ней тюан» — явление не постоянное, а носит волновой характер, были эпохи когда максимальное напряжение коллективного разума китайского народа порождало новые изобретения, обычно они носили комплексный характер то есть являлись самодостаточным набором инструментов, упакованных в Тао, принципиально меняющие жизнь общества, например, кисть, тушь, бумага тушечница, — традиция письма, как следствие возникают традиция живописи, каллиграфии и поэзии которые остаются неизменными до наших дней.

«Ней тюан» порождает «Чжуан тон» — традицию — в провинции Шенси есть горы Хуан шань, там много даосских монастырей, в одном из них я познакомился с настоятелем, историком летописцем, так вот он мне поведал, что китайские традиции возникали когда активно проявлялась «ней тюан», как результат наивысшего напряжения просветленного ума самых продвинутых, такие рождаются раз в несколько столетий, поэтому другие люди могут только изучать, сохранять и передавать традицию, но ничего в ней не менять.

Китайская традиция являет собой матрицу алгоритмов совершенных действий, которые поднимают уровень качества творения рук человеческих от ремесленного изделия до уровня произведения искусства.

 
*   *