* *
 

Символизм в боевых искусствах Китая

«Тью лун би» — стена девяти драконов — символ императорской власти известный каждому китайцу. Девять драконов выражали не только уважение народа к императору, люди считали что драконы приносят удачу всему государству. Хотя китайский «лун» переводится на русский как дракон, но на самом деле есть разница с западным стереотипом. Обычно «лун», в китайской культуре, не злой дракон, а наоборот делает добро и помогает людям, он обладает сверхъестественной силой. Сила дракона, это гибкая сила. Символ дракона использовался в разных направлениях китайского боевого искусства для того чтобы точно выразить эту гибкую силу.

Рассмотрим название кругового удара назад в стиле Эмэй пай Хуа мэнь, которому я обучался в провинции Сычуань у учителя Фэн Ти Цая оно звучит так «Лун да вэй фей хоу» если перевести дословно — «Удар дракона летящим хвостом назад». Зачем такое длинное и цветастое название? Это вызвано необходимостью для более точного описания самого процесса выполнения этого приема. Также это является формулой для запоминания, где выделены основные акценты-ключи, на которые следует обращать внимание при самостоятельной наработке навыка. Дракон тяжелый и твердый, хвост мягкий и длинный, летит быстро. Если вы это будете повторять перед каждым выполнением, то есть шанс выучить все правильно. Что значит правильно? Это знать, а потом уметь правильно распределять массы разных частей своего тела и изменять его форму в динамике. Что позволяет максимально быстро и точно нанести удар и вернуться в исходное положение. Мой коллега китаец с которым я обучался, разбивал тыкву качающуюся на веревке на уровне головы и успевал вернуться в исходное положение до того как ее куски падали не землю.

Теперь обратимся к современной терминологии принятой в современном ушу, для описания похожего удара. Это будет звучать так «Хоу бай туй» перевожу Хоу — назад, пай — сопровождать, туй — нога. Получается — «сопровождение ноги назад». Как вы думаете, поможет вам такое сокращенное название понять что конкретно вы должны делать, вот я думаю нет. Скорее всего это приведет к профанации и каждый ученик будет выполнять этот удар примерно, в зависимости от своего уровня восприятия. И тогда на соревнованиях мы видим такое — человек попадает противнику по голове этим ударом, а тот не падает, второй раз, а эффект тот же. И многие думают, что противник попался «крепкий орешек» удар держит. А вот и нет. Все дело в технике стиля, а техника стиля это тайная формула, а если вы этой формулы не знаете, то будете делать похоже, но результат будет совсем незначительный.

Во время Второй мировой войны многие китайские мастера сражались против японцев под предводительством Мао Цзе Дуна, который в реальности увидел потенциал этих людей, а когда война кончилась и образовалась Китайская Народная республика товарищ Мао сообразил, что люди могущие убивать голыми руками, да еще организованные в некие сообщества для новой власти просто опасны. Сначала этих умельцев попытались извести физически, но многовековой опыт существования таких школ в подполье позволил им раствориться в социуме и уйти из поля внимания как вода в песок, некоторые эмигрировали в другие страны. Короче, эта политика оказалась не эффективной. Тогда в 1949 был придуман более хитрый способ нивелировать духовную суть и прикладной аспект китайских боевых искусств. Народным правительством и комитетом по физкультуре и спорту КНР было принято решение об упорядочении системы УШУ, якобы это было обусловлено тем что сложные эзотерические и оккультно-мистические способы преподавания в школах были не слишком доступны новому поколению. На самом деле была изменена «Формула смысла» — символика мотивации, а это в свою очередь разрушило технологию изучения и применения боевой техники. Причина была еще и в том, что преподавание ушу было сосредоточено в руках мастеров, не проявлявших лояльности к новому правительству. И настал час Реформы — из разных стилей надергали наиболее, амплитудных движений и зрелищных технических действий, слепили это все в одну кучу и назвали «Чань цюань» Длинный Кулак, движения этого стиля были отобраны таким образом чтобы принести максимальную пользу основным группам мышц и связок, простоты и поэтапности в обучении, естественно что эффективность этого новодела в качестве боевого искусства была нулевой. Поэтому как дополнение, придумали новый вид спорта со старым названием, это было Ушу саньда. Сначала оно выглядело очень даже удобоваримо. А далее была другая история-политическая. После Культурной революции Китай сначала понемногу, а потом все быстрее стал раскручивать маховик своей экономики, соответственно повысился его политический вес на мировой арене, это коснулось и Олимпийского движения которым как известно, заправляют американцы. К ним и обратилось правительство Поднебесной заявив, что есть дескать такие японцы и их национальные боевые искусства Дзю-до и Каратэ, являются олимпийскими видами спорта, а вот у нас есть Ушу и мы тоже хотим. Американцы стали «тянуть резину» а китайцы мягко, но неуклонно настаивать. В зависимости от политической ситуации эта «морковка», то удалялась, от китайского носа то приближалась. Наконец наступил момент, когда американцы сказали: «Ну ладно мы к вам пришлем экспертов и вместе с вами решим, каким должно быть это ваше Ушу в Олимпийском движении». Надо отметить, что американские эксперты были отнюдь не дураки и о принципах традиционного китайского искусства знали не понаслышке. Поэтому они предложили китайским ушуистам снять обувь и одеть боксерские перчатки, чем разу свели эффективность традиционной китайской техники на нет. Дело в том что в Китае очень рано изобрели обувь и боевые искусства, практически все стили формировали удары ногами в стягивающей стопу тканевой обуви и в обмотках на голени. Что можно увидеть на выступлениях монахов Шаолиня, это предохраняет ногу от травм при нанесении ударов по твердым предметам и перемещении в низких стойках. Однажды в Китае я посетил деревню, где все занимались стилем, в котором используются только ноги, Название уже не помню 30 лет прошло но не в этом суть. Пожив некоторое время я под настроение, подарил их Патриарху солдатскую флягу наполовину наполненную русской водкой, которую всегда возил с собой и попросил продемонстрировать свою технику. Видно что мой подарок пришелся по душе и он пригласил меня во внутренний двор потренироваться вместе со всеми, а в конце занятий подозвал худенькую девушку лет 17 и показал на небольшое деревце она опустилась в низкую стойку и без замаха щелкнула по стволу маленькой ножкой, деревце треснуло и повалилось на бок, только потом я узнал что они занимаются в специальных тапках а ноги обматывают травяными веревками. Получается что если с китайского бойца снять обувь он не сможет акцентированно вложиться в удар, это то же самое что с боксера снять бинты, он будет бояться ударить кулаком со всей силы. Теперь что касается рук. Собственно говоря китайское ноу хау в боевых искусствах это умение очень быстро и сильно ударять предплечьями выталкивая их резким сокращением мышц низа живота — Дань тяня. Научиться этому сразу не получится, но зато эффект потрясающий. Резкий импульс передается в руку сразу и выстреливает в цель, плечи при этом остаются неподвижны. В Китае я видел мастеров которые разбивают орех висящий на нитке фалангой указательного пальца, при этом туловище и голова не шевелятся. Все остальное это производная от этого способа. Так вот если на руку такого мастера одеть боксерскую перчатку, кисть окажется зажатой и ничего не получится. И последнее, одежда китайская традиционная, это свободные штаны с манжетами и куртка с длинными рукавами и манжетами, такая одежда это не просто дань моде, она сохраняет теплый микроклимат вокруг сустава, поэтому можно сразу выполнять удары ногами без подготовки. Теперь посмотрим на современное Сань да, где боец выходит в боксерских перчатках, в трусах и босой, бою он применяет плохую боксерскую технику потому что стойка не совсем боксерская, ногами может только махать или толкать, удары больше похожи на шлепки, где тут китайская техника? Ее нет. А американские эксперты уехали восвояси, пообещав китайцам: «Мы с вами свяжемся» Таким образом, было создано то, что не является конкурентным ни боксу, ни борьбе под китайским названием Саньда. Ну а на счет олимпийского движения китайцы пока ждут-с становясь все сильнее и может статься так что скоро ни у кого не будут спрашивать.

Все о чем я написал выше, это слова китайских мастеров с которыми я разговаривал по вечерам за чашкой рисового вина, может их мнение субъективно, я всего лишь проводник между Востоком и Западом и не берусь судить.

 
*   *