* *
 

Связь китайской культуры с традиционными школами боевых искусств

Впервые посещая Китай западный человек сталкивается с иной парадигмой восприятия окружающего мира, но привычка оценивать текущие события по внешним признакам долгое время не позволяет ему понять внутреннюю суть этого народа. Китайцы доброжелательны и терпеливы к иностранцам. Привычка скрывать свое внутреннее состояние и чувства укоренилась со времен образования китайского государства, поэтому, несмотря на вежливые улыбки, для китайцев белый человек всегда остается варваром — неполноценным существом с низким уровнем ума и культуры. В Китае важно все, как вы здороваетесь, реагируете на комплименты, какие вопросы задаете на какие отвечаете сами из этих факторов в дальнейшем будет складываться ваш статус. Если вы приехали в Китай чему нибудь научиться, то лучше сначала познакомиться с китайской историей и китайской культурой. Это два столпа, вокруг которых формируется китайское общество. Если вы продемонстрируете хотя бы какие то познания в этих областях то проявите уважение, что для китайцев очень важно. Когда я приехал в Китай работать, то для меня все сложилось более менее удачно, потому что сначала я занялся изучением языка, потом увлекся философией, со временем выяснил что она непосредственно связана с историей и культурой, те в свою очередь с традицией и ритуалом. Потом когда я занялся боевыми искусствами мне это очень помогло понимать чему меня учат и чему я сам хочу научиться. В начале 90 вышел фильм Храм Шаолинь и во многих странах началось повальное увлечение УШУ, многие добирались до Поднебесной и пытались найти себе «настоящих учителей» и по быстренькому перенять сакральные знания вернувшись на Родину признанным специалистом с китайским дипломом храма Шаолинь. И был такой случай я работал в школе, где обучался ушу, переводчиком для русскоязычных учеников и со временем мне стало понятно что на занятиях с иностранцами мастер показывает всякие интересные техники, а в группе где занимаюсь я с китайцами ничего подобного нет. Подгадав удобный момент, я как то спросил его об этом.

Мастер принес лютню, сделал несколько переборов по струнам и сказал: «Я тебе объясню на примере музыки. Ты здесь еще задержишься на 8 лет и поэтому успеешь выучить «ключи» это приемы ударов пальцами по струнам правой руки и зажимам левой, впоследствии ты сможешь играть любую мелодию, а может быть и сам сочинять. А эти иностранцы приехали кто на полгода кто на 2, поэтому я учу их красивым мелодиям чтобы они, вернувшись домой, могли показать чему научились, но они никогда не смогут самостоятельно выучить что-нибудь еще правильно, потому что структура китайской школы боевого искусства многоуровневая, увязанная в общий замысел и чтобы освоить ее нужно пройти уровень, сдать экзамен и только потом перейти на следующий, иначе китайская техника будет похожа на настоящую, но на практике работать не будет.» Тогда я спросил учителя: «А они знают, чему вы их учите? Мастер засмеялся и ответил: «Нет конечно, ведь они не знают китайского языка, и никогда не о чем меня не спрашивают, многие иностранцы приезжают в Китай со своими представлениями о боевых искусствах мы учим их в русле их представлений и они уезжают довольные».

 
*   *